jasqazaq.kz

Почему иностранных инвесторов не интересует строительство НПЗ в Казахстане?

12 наурыз, 14:40

В прошлом году одной из «горячих» и долго обсуждаемых тем в стране была информация о том, что к покупке Атырауского НПЗ, якобы, проявлял интерес российский «Лукойл»: тему эту владелец АНПЗ, «КазМунайГаз», закрыл довольно быстро, заявив, что никаких предложений о покупке завода к нему не поступало. И поступать не могло, поскольку без либерализации рынка ни частных вложений в модернизацию действующих НПЗ, ни, тем более, строительство четвертого крупного завода за счет частника, Казахстану точно «не светит».

Эпопея с «продажей» АНПЗ «Лукойлу» продолжалась относительно недолго, но сама по себе она не столь интересна, гораздо важнее реакция на нее экспертного сообщества, которое в большинстве своем еще до официального опровержения «КазМунайГаза» заявило, что это на 99,99%, мягко говоря, событие из разряда несбыточных. Аргументация экспертов основывалась на одном непреложном факте: рынок ГСМ в Казахстане регулируемый, при этом цены на внутреннем рынке на порядок ниже российских (коль скоро речь шла о «Лукойле»), так что российской компании логичнее и выгоднее купить и модернизировать действующий или построить новый завод на «своей» территории, чем заходить в нашу страну. Плюс ко всему АНПЗ пришлось покупать бы с остатками непогашенных кредитов за предыдущую модернизацию, держа в уме необходимость нового расширения его мощностей в самое ближайшее время. То есть новых кредитов.

И все это, повторимся, на фоне действующих предельных цен на продукцию завода на внутреннем рынке, ответственность за первостепенное насыщение которого в ущерб экспортной составляющей с нового владельца (или совладельца, или инвестора) никто бы не снимал. Давайте называть вещи своими именами — это была та еще «замануха» не только для «Лукойла», но и для любого потенциального инвестора в нефтянке, худо-бедно умеющего считать и оценивать риски своих вложений в тот или иной актив. Можно, конечно, предположить, что гипотетический интерес «Лукойла» мог быть подогрет изначальным намерением стран ЕАЭС создать единый рынок нефтепродуктов к 2025 году с выравниванием цен на рынках стран-участниц, но вот незадача: в соцсетях об интересе россиян к АНПЗ начали писать в мае 2024-го, а о переносе сроков создания единого рынка на 2027-й год было известно уже в марте (а «Лукойлу», вполне вероятно, и много раньше).

В общем, осталось непонятным, был ли на самом деле мальчик (то есть интерес российской компании к нефтеперерабатывающему активу в Казахстане), но здесь важнее другое: невозможность привлечения частных инвестиций в отрасль при сохранении существующих правил игры стала наглядно очевидной для всех на фоне данной «несбывшейся покупки». Между тем, отечественная нефтепереработка в этих инвестициях остро нуждается, что подтвердила и опубликованная в прошлом году «Концепция развития нефтеперерабатывающей отрасли РК на 2024-2050 годы» от минэнерго: согласно этому документу, в 2009 году, при принятии решения по модернизации и реконструкции Атырауского, Павлодарского и Шымкентского НПЗ численность населения Казахстана была на уровне 16 млн человек. Сегодня она превышает 20 млн человек — и продолжает расти, соответственно, продолжает расти и внутреннее потребление ГСМ.

«Таким образом, в среднесрочной перспективе необходимо решить ожидаемую нехватку нефтепродуктов на внутреннем рынке», — говорится в документе. Каков прогнозируемый масштаб нехватки? К 2030 году дефицит бензинов в Казахстане, если все оставить как есть, может достичь 1,7 млн тонн, дизтоплива — от 2 до 4 млн тонн, авиатоплива — от 0,4 до 0,6 млн тонн в год. Нарастить производство топлива планируется за счет расширения мощностей существующих заводов: Шымкентского НПЗ с 6 до 12 млн тонн, Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) – с 5,5 до 8 млн тонн, Атырауского НПЗ – с 5,5 млн тонн до 6,2 или 6,7 млн тонн, Актауского битумного завода Caspi Bitum – с 1 до 1,5 млн тонн в год. В итоге совокупная перерабатывающая мощность казахстанских заводов должна вырасти с 17 до 27 млн тонн нефти в год, ожидается, что глубина ее переработки вырастет на казахстанских заводах с нынешних 84-89% до 90-97%.
Все это является недешевым удовольствием: стоимость расширения Шымкентского НПЗ, которое должно быть завершено в 2030 году, оценивается в $5 млрд, стоимость проекта увеличения мощностей Атырауского НПЗ дешевле, но составит все равно немалую сумму — 11 млрд тенге или $22,2 млн по нынешнему курсу. Стоимость проекта расширения ПНХЗ пока еще рассчитывается, но, исходя из расчетов по двум другим заводам, она явно перевалит за миллиард долларов. При этом расширение мощностей трех действующих заводов, по словам министра энергетики Алмасадама Саткалиева, позволит покрыть рост внутреннего спроса на топливо до 2030 года, но после без четвертого крупного НПЗ стране уже не обойтись, его придется строить в промежутке между 2030 и 2040 годами, закладываясь на мощность переработки до 10 млн тонн нефти в год. Сколько будет стоит его строительство?

«Оценка стоимости проекта зависит от таких факторов, как географическое расположение, мощность и технологическая конфигурация, развитость транспортной инфраструктуры и доступность энергоресурсов. Для предварительной оценки можно принять, что стоимость 1 млн тонн перерабатывающих мощностей современного высокотехнологичного НПЗ составляет от $800 млн до $1,2 млрд. Однако, точная стоимость, мощности переработки нефти и конфигурация будут определены в рамках ТЭО и ПСД», — сообщили в Минэнерго. Из этого сообщения становится ясно, что на строительство НПЗ с мощностью переработки в 10 млн тонн потребуется примерно $8-10 млрд. Итого в ближайшие 10 лет нефтеперерабатывающей отрасли страны кровь из носу нужно $15-17 млрд, чтобы на АЗС регулярно не возникал дефицит бензина и дизтоплива.

И, поскольку, как заметил эксперт нефтяного рынка Олжас Байдильдинов, «уже невозможно в приказном порядке увеличить перерабатывающие мощности», к этим проектам надо будет привлекать частный капитал. Потому как финансовые возможности государства, мягко говоря, тоже уже на пределе, а «КазМунайГаз», несмотря на свою акционерную форму, это, по сути своей, государственная структура, пусть и с приставкой «квази». А теперь давайте вернемся к началу статьи, то есть к гипотетической покупке АНПЗ «Лукойлом», и подумаем о том, будет ли частник (неважно – иностранный или отечественный) вкладываться в нефтепереработку в стране, где государство продолжает удерживать цены на ГСМ на уровне двадцатилетней давности в долларовом, вернее, в центовом эквиваленте? Это ценовую заморозку подметил все тот же Байдильдинов:

«В начале двухтысячных и сейчас цены на топливо одинаковые, аналог нынешнего АИ-92 в начале двухтысячных стоил 50 тенге при курсе 140 тенге за доллар, то есть 35 центов, сейчас 205 тенге при курсе в районе 500, то есть примерно те же 35 центов, — констатирует эксперт. – Трудно найти какой-то еще товар в Казахстане или во всем мире, цена на который в долларовом эквиваленте оставалась неизменной в последние двадцать лет, при этом надо понимать, что на наших крупных НПЗ за это время прошла значительная модернизация, которая потребовала значительных затрат, качество производимой продукции улучшилось – в общем, объективных причин поднимать стоимость того же «девяносто второго», примерно до 60 центов (300 тенге по нынешнему курсу) у казахстанских производителей достаточно».

АНПЗ и другие нефтеперерабатывающие активы в Казахстане не заинтересовали бы ни «Лукойл», ни других инвесторов при существовавшей до февраля этого года модели государственного ценового регулирования рынка. Цены на ГСМ нужно было отпускать, иначе к 2030 году (а то и значительно раньше) дефицит бензина и солярки на казахстанских АЗС из гипотезы стал бы действительностью, весь вопрос был только в том, как именно это процесс будет происходить – в плавной форме или в формате шоковой терапии. Правительство выбрало первый путь, чтобы иметь возможность нивелировать все возможные последствия для потребителей, и пока серьезных инфляционных шоков от первых шагов на этом пути в стране не наблюдается. Не сказать, что после этих первых шагов потенциальные инвесторы выстроились в очередь для участия в проектах модернизации казахстанских НПЗ, но приглядываться к меняющему правила игры рынку Казахстана они точно начали.

Фото: anpz.kz

06 мамыр, 13:50
Алматыда Tabiğat Labs-тың жаңа маусымы басталды
05 мамыр, 16:31
Телефон алаяқтарының арбауына түскен 25 жастағы жігіттің оқиғасы: “Бәрі бір қоңыраудан басталды…”
04 мамыр, 21:28
Ғибратты ғұмырдың жетпіс жетінші көктемі
02 мамыр, 15:32
“Эстрада 100 пайыз қазақыланды”. Қыдырәлі Болманов эстрададағы құпиясымен бөлісті (Видео)
30 сәуiр, 13:50
Алмасбек Нұғыман: Парламенттің қуатты болуы – халықтың қолдауынан
28 сәуiр, 14:24
Сары атлас көйлек
24 сәуiр, 14:22
Талғат Байеділов: Халық үніне әрдайым құлақ асамыз
24 сәуiр, 11:46
Сүтпен шай – дәстүр ме, әлде денсаулыққа қауіп пе?
16 сәуiр, 12:17
II Орталық Азия медиафорумы - ақпараттық ынтымақтастыққа арналған бірегей алаң