Об антикризисной работе Правительства, освещении борьбы с пандемией коронавируса и о новых вызовах, которые сегодня стоят перед государством, рассказал в беседе с председателем правления АО «Казинформ» Аскаром Умаровым министр информации и общественного развития РК Даурен Абаев.
— Даурен Аскербекович, здравствуйте! Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Сейчас страна живет в условиях режима чрезвычайного положения, повсеместно усилены карантинные меры. И все это большой вызов не только для нашей экономики, системы здравоохранения или органов правопорядка, но и для сферы массовых коммуникаций. Ее информационную составляющую курирует Ваше министерство. По прошествии трех недель режима ЧП какую оценку вы можете дать работе в этом направлении?
— Вы правы, сегодня мы действительно учимся жить по-новому. Сейчас не только наша страна, но и весь мир переживает непростой процесс адаптации к новой реальности. И особое место в ней, конечно, занимают масс-медиа. Еще до того как в нашей стране был обнаружен первый зараженный коронавирусом, Президент отдал Правительству поручение оперативно и исчерпывающе информировать население.
Руководство страны прекрасно осознает, что провалы в коммуникациях опасны тем, что люди могут начать неадекватно воспринимать проблему. В случае с коронавирусом это либо сеет панику, либо наоборот люди начинают недооценивать опасность, игнорировать предписания врачей, полиции, местных властей.
То есть правильные коммуникации – это основа общественной безопасности.
— И какие шаги для их налаживания были предприняты Вашим ведомством?
— Практически сразу мы создали Республиканский коммуникационный центр. Это, по сути, Оперативный штаб, который решает три главные задачи.
Первая – это выявление недостоверной информации, мониторинг, опровержение. Сотни таких фактов нами было выявлено. По каждому из них были даны опровержения.
Вторая и, наверное, ключевая задача – это координация действий госорганов, не только центральных, но и акиматов. Она ведется в круглосуточном режиме. И я не могу не отметить ту огромную работу, которую сегодня проводят работники пресс-служб министерств и акиматов.
Не побоюсь этого слова, это адский труд. Представьте, какая нагрузка сегодня лежит на пресс-службах того же Минздрава или Минтруда, ребята из акиматов Нур-Султана и Алматы работают без выходных, с утра до ночи.
Всего за это время по стране было организовано больше 120-ти брифингов. Большая часть – это регионы.
Сразу скажу, не все гладко, как хотелось бы. Я понимаю, есть ошибки, есть упущения, но мы учимся. Без этого не бывает. С этим столкнулся весь мир. Вообще я думаю, что вся эта ситуация с коронавирусом – это один большой кейс, уроки которого нам еще предстоит до конца осознать.
— Кстати, о брифингах с момента усиления карантинных мер, Вы выступали как единый спикер от Правительства по ситуации с коронавирусом. Но потом эту практику приостановили. Почему?
— Тут все очень просто и прозаично. У нас изначально был разработан алгоритм информационного реагирования. По нему предполагалось на первом этапе, а это первые полторы недели, централизовать информирование. А затем по мере накопления сугубо отраслевых, специфических вопросов распределить брифинги по госорганам.
— Вы не упомянули третью задачу…
— Да, третья задача нашего центра – это работа информационного ресурса coronavirus2020.kz. Это и постоянное обновление информации, подготовка актуального контента, создание мультимедийной продукции.
Как Вы сами прекрасно знаете, COVID 19 пришел в нашу страну чуть позже, чем во многие страны мира. У нас была возможность изучить опыт. И мы пришли к выводу, что нужно создавать единый портал, на котором была бы собрана вся необходимая и достоверная информация. Сегодня ежедневная аудитория ресурса доходит до полутора миллионов пользователей. Telegram-канал сайта также пользуется высоким спросом среди граждан.
— Раз уж речь зашла о Telegram. За последнее время резко возросла аудитория этого мессенджера. И государство тому способствует. Чат-боты электронного правительства, Telegram-каналы министерств, единого сайта по коронавирусу. Не боитесь все население «подсадить» на этот мессенджер?
— Не совсем понимаю сути вопроса. Чего нам бояться?
— Ну, взять хотя бы анонимные каналы, которые просто изобилуют подробностями о политическом закулисье, различного рода «жареными фактами» …
— Нет, мы этого не боимся. Для начала, у этого мессенджера и без государственных инициатив хватает подписчиков.
Во-вторых, еще большой вопрос насколько качественен прирост его аудитории. К примеру, многие зарегистрировались для выплат в 42 тысячи. Не факт, что после их оформления люди продолжат активно пользоваться мессенджером.
В-третьих, неужели Вы всерьез думаете, что не будь Telegram, эту нишу с «закулисьем и жареными фактами» не заняли бы те же паблики в Facebook, тематические форумы и так далее.
Не вижу большой логики в том, чтобы отказаться от возможностей для коммуникаций из-за фантомных страхов перед заказными материалами и плодами художественного вымысла.
— Кстати, буквально сегодня вышла новость о том, что Whatsapp вводит ограничения на возможность рассылки из-за пандемии… Не нашел подробной информации о причинах такого решения. Но не сложно догадаться, что тут два варианта: либо давление общественности, либо давление государственных институтов. Отсюда резонный вопрос: все эти режимы чрезвычайных положений, ситуаций и карантинов всех видов — не слишком ли удобный повод ущемлять свободу слова?
— Я точно также могу задать встречный вопрос: не слишком ли это удобный повод сеять среди людей панику, вгонять в заблуждение, хайповать?
Тут все очень просто. Режим чрезвычайного положения – это режим, где каждый должен осознавать свою ответственность. Это и простые граждане, и власти, и полиция, и СМИ, и пользователи мессенджеров.
Недаром же эксперты в один голос сейчас говорят об инфодемии – широком распространении дезинформации на фоне эпидемии. И. по словам представителей ВОЗ, она наносит не меньший вред обществу, чем сама болезнь.
Взять хотя бы пример с Ираном, где 300 человек скончались от отравления метанолом, употребляя его в попытках защититься от коронавируса. А причина тому – сомнительная рассылка в социальных сетях.
Поэтому в такие времена особенно важно соблюдать не только гигиену физическую, но и информационную. Доверять только официальным источникам.
— Получается у нас вбросом фейков грешат пользователи социальных сетей и мессенджеров. То есть СМИ в этом плане работают в рамках журналистской этики?
— Да, не припомню обратного. Может быть. только за совсем редким исключением, когда это было сделано непреднамеренно, случайно. В любом случае наши СМИ в этом плане работают максимально корректно.
Хотя у журналистов сейчас тоже «горячая пора», многие работают на износ. Но со своей главной миссией – давать людям объективную картину происходящего – они справляются.
Сложившаяся непростая ситуация стала для наших масс-медиа тоже своего рода «окном возможностей». Ведь потребление новостей в условиях карантина резко возросло.
По нашим данным, объем телесмотрения в среднем по Казахстану вырос на 20%. Причем наибольший рост показала аудитория в возрасте от 18-ти до 24-х лет. А ведь считается, что именно они навсегда потеряны для телевидения.
Это хороший шанс для наших каналов закрепить за собой новую аудиторию.
— Кстати, в любое другое время этот рост аудитории позитивно сказался бы на доходах СМИ от той же рекламы. Однако мы сейчас наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда в момент колоссального роста просмотров рекламодатель уходит. СМИ – это тоже своего рода бизнес, и он терпит убытки. По нашей информации, руководители целого ряда СМИ написали обращение на имя Президента и Правительства с просьбой оказать поддержку. Будет какая-то реакция?
— Давайте так, пока решение не принято, я всех карт раскрывать не буду. Скажу лишь, что Глава государства с письмом ознакомился. И сейчас решение о поддержке СМИ находится в разработке.
— В последнее время журналистов стали довольно часто обвинять в нагнетании искусственного ажиотажа. Нам говорят, что кроме коронавируса, мы почти ничего не освещаем. Вы согласны с таким утверждением?
— Я считаю, что искусственного ажиотажа точно нет. Ажиотаж есть, но он, скорее, естественен. Рассудите сами: вирус COVID-19 – это болезнь, с которой раньше человечество не сталкивалось. От него нет лекарства, нет вакцины. Мы до конца не знаем его природу. Не знаем, как он себя поведет в будущем, и от него умирают люди.
Нет ничего удивительного в том, что человек чувствует себя незащищенным перед этим невидимым врагом. Поэтому очевидно, что для людей важно узнать о нем как можно больше. Это естественная защитная реакция, выработанная в нас самой эволюцией.
Отсюда и спрос на информацию. А спрос порождает предложение. И это характерно для всего мира. Посмотрите сводки тех же Euronews или BBC. Львиная доля их текущих новостей — о коронавирусе.
Поверьте, недостаток информации гораздо опаснее, чем ее избыток.
— Судя по всему, наши власти действуют по тому же принципу. Все действия Правительства, во всяком случае публичные, тоже сконцентрированы вокруг пандемии и борьбы с ее проявлениями. Словно все остальные вопросы отошли на задний план.
— Это правда, но лишь отчасти. Глупо было бы отрицать, что сегодня борьба с коронавирусом – это повестка №1 и в Правительстве, и в Администрации Президента, и в Совете безопасности.
Глава государства ежедневно держит этот вопрос на личном контроле, лично координирует многие действия госорганов. Это правильно, это нормально, это забота о жизни граждан.
Но говорить, что все остальные вопросы отложены в долгий ящик также несправедливо.
Жизнь продолжается. Она не остановилась. Что и говорить, у нас в Туркестанской области декхане собирают свой первый урожай овощей. И он будет направлен на нужды внутреннего рынка.
По всей стране работают промышленные объекты. Конечно, карантинные меры внесли свои коррективы. Но производство не остановилось.
У нас в горно-металлургическом комплексе и обрабатывающей промышленности занято 700 тысяч человек. И Премьер-Министр поставил задачу не допустить потери ими своих рабочих мест. У нас за январь-март месяцы по отношению к показателям прошлого года, наоборот, по многим статьям промышленного производства идёт рост. Например, в автомобилестроении он составляет 215%. В строительстве – 111%. В фармацевтике – 115%.
Реализация транзитного потенциала по направлению КНР – ИРАН – КНР составила 245%.
Как я уже ранее говорил, мощный импульс получат жилищное и дорожное строительство. Это 800 тысяч рабочих мест.
Другой пример. На последнем заседании Правительства обсуждался вопрос увеличения доли орошаемых земель.
В ближайшие три года будет реконструировано больше 6 тысяч километров каналов, 4 водохранилища, 4 гидроузла, свыше 20 тысяч прочих водохозяйственных сооружений.
Все вместе это создаст почти 90 тысяч рабочих мест.
Важно понимать, что орошаемое земледелие – очень перспективное направление, выше урожайность. Насколько я помню, на 40%. Ведь это гарантия продовольственной безопасности.
Если говорить о долгосрочных планах, то 28 водохранилищ планируется построить до 2030 года. Это серьезно снимает многие вопросы и в противопаводковой работе.
— Даурен Аскербекович, в завершение интервью хотелось бы задать вопрос о нас, как обществе. Любая кризисная ситуация хорошо обнажает истинный характер людей. Бывает, знаешь человека много лет, а настоящую его сущность удается увидеть именно в стрессовой среде. Спокойные становятся эмоциональными, решительные – колеблющимися, трусливые – храбрыми… Каким себя показал казахстанец в этих новых реалиях?
— Конечно, Ваш вопрос очень даже располагает к довольно пафосному ответу, и возможно я так и сделаю (смеется).
А если серьезно: все мы разные. Сложно двумя-тремя характеристиками охватить национальный характер. На такие вопросы гораздо лучше ответят социологи и поэты. И то, наверное, по прошествии некоторого времени.
Но многие вещи, которые сейчас происходят в стране, вселяют оптимизм и веру в то, что мы уже скоро одержим победу над недугом.
Это и героизм наших врачей, и неравнодушие 20-ти тысяч волонтеров по всей стране, и спонсорская помощь нуждающимся со стороны бизнеса.
Люди не остаются в стороне, делают добро, поддерживают друг друга. Можно сколько угодно говорить о менталитете и вешать ярлыки по типу «добрый народ», «ленивый народ», «хороший» или «плохой». Я предпочитаю видеть конкретные дела, за которыми стоят конкретные люди. Всем им просто хочется сказать большое спасибо!