Накануне центральноазиатского турне Владимира Путина депутат Государственной Думы России Константин Затулин предложил ввести общее гражданство для жителей Евразийского экономического союза.
«Я всегда считал, что для жителей Союзного государства должно быть второе гражданство. А сейчас, может быть, имеет смысл говорить о втором гражданстве для жителей Евразийского экономического союза. Так же, как есть гражданство Евросоюза. Но этому препятствуют не только наши внутренние споры, но и позиция государств–членов ЕАЭС. Если одни, вроде Армении, к этому, в общем–то, склонны, то другие, например Белоруссия и Казахстан, этого не хотят», — сообщил г-н Затулин. Как известно, государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
При создании ЕАЭС обговаривалось, что он не политический, а экономический союз и не решает вопросы границ, гражданства и прочего.
Вероятно, подобное предложение из уст представителя пропрезидентской российской партии накануне визита Владимира Путина в страны Центральной Азии прозвучало не случайно, и его можно воспринимать как прощупывание почвы. С другой стороны само предложение выглядит изначально довольно спорным в силу того, что при создании ЕАЭС обговаривалось, что он не политический, а экономический союз и не решает вопросы границ, гражданства и прочего.
Приведенный г-ном Затулинным пример с Евросоюзом действительно имеет право на существование. Гражданство Европейского союза было введено Маастрихтским договором, подписанном в 1992 году. Оно существует наряду с национальным гражданством, и предоставляет дополнительные права для граждан государств членов ЕС.
Статья 17 (1) с внесенными в него поправками Римского договора гласит: «Настоящим учреждается гражданство Союза. Каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, а не заменяет национальное гражданство».
Таким образом, общее гражданство ЕС предоставляет возможность свободно передвигаться и жить во всех государствах ЕС, пользоваться равными правами, включая медицинские услуги, соцвыплаты, образование. Готово ли государство, которое выступает с такой инициативой, обеспечить все эти блага всем остальным гражданам стран ЕАЭС, если не может предоставить их собственным гражданам?
Недавно стало известно о разработке в Москве специального закона, запрещающего оборот в стране товаров, ввезенных, в том числе, из Казахстана.
С другой стороны, даже сейчас, спустя два года после создания ЕАЭС, никакого свободного передвижения товаров, услуг, людей, о чем говорится в уставных документах Союза, нет и в помине. Чтобы понять это, можно лишь проследить за последними действиями Кремля в отношении своих союзников. Так, на границе с Белоруссией были установлены пограничные зоны, а недавно стало известно о разработке в Москве специального закона, запрещающего оборот в стране товаров, ввезенных, в том числе, из Казахстана. Соответствующий законопроект был подготовлен Минфином, 13 февраля его одобрила правительственная комиссия по законотворческой деятельности.
Было бы не лишним узнать, как в реальности обстоят дела в ЕАЭС, чтобы предлагать общее гражданство. А обстоят они, мягко говоря, неважно.
Под запрет могут попасть товары, которые ввозятся, в том числе из Казахстана, в отношении которых в других странах ЕАЭС действуют заниженные ввозные пошлины либо их импортерам предоставляются не зафиксированные в рамках Союза льготы. Кроме того, российское правительство сможет запретить оборот товаров, ввоз которых в Россию из третьих стран запрещен или ограничен, и «иные категории товаров, определяемых указами президента России», говорится в законопроекте. Цель документа – запрет на сбыт товаров из стран Всемирной торговой организации (ВТО), поступающих в Россию через территории государств – союзников по ЕАЭС, в первую очередь через Казахстан, а также санкционных товаров. Ничего подобного в странах Евросоюза нет. Поэтому, когда г-н Затулин выступает с озвученной инициативой, было бы не лишним узнать, как в реальности обстоят дела в ЕАЭС, чтобы предлагать общее гражданство. А обстоят они, мягко говоря, неважно.
Последние данные аналитического агентства Ranking показывают, что взаимная торговля РК со странами ЕАЭС за 2016 год сократилась на 16,8% и составила $13,6 млрд. Торговля с Россией составляет 93% среди стран ЕАЭС. За 2016 год товарооборот РК с РФ составил $12,6 млрд , упав на 16% с предыдущего года. С Кыргызстаном $577 млн (-18%), с Беларусью $364,5 млн (-33%) и с Арменией $4,6 млн (-34%). Сальдо товарооборота составило (-5,7 млрд) в 2016 году и (-6 млрд) годом ранее. Экспорт РК со странами ЕАЭС упал на 23% и составил $3,9 млрд.
Импорт минеральных продуктов сократился на 2% с 2015 года и составил $1,6 млрд. Импорт машин и оборудования сократился более чем в два раза и составил $1,5 млрд. Также спад наблюдается в импорте пищевых продуктов на 8%, металлов на 23%, и продукции химпрома на 44%.
Но если рассматривать это предложение не с гуманитарной и экономической точки зрения (здесь Россия в своем нынешнем незавидном положении вряд ли что-то может предложить союзникам), а с политической, то такие призывы вписываются в череду последних провокационных заявлений российских политиков, например, печально известного депутата ЛДПР Павла Шперова.
В 2000-ом году, российские паспорта массово выдавались гражданам Абхазии и Южной Осетии. Когда конфликт между Тбилиси и Москвой был обострен, российское гражданство жителей этих регионов стало главным аргументом в пользу вооруженного вторжения армии РФ в Грузию.
Понять отказ и Минска, и Астаны от идеи общего гражданства в ЕАЭС вполне можно, если вспомнить недавнюю историю. Так, в 2000-ом году, российские паспорта массово выдавались гражданам Абхазии и Южной Осетии. Когда конфликт между Тбилиси и Москвой был обострен, российское гражданство жителей этих регионов стало главным аргументом в пользу вооруженного вторжения армии РФ в Грузию. Массовая раздача российских паспортов осуществлялась и в Приднестровье. Незадолго до аннексии Россией Крыма российские паспорта начали массово выдавать и жителям этого полуострова, чем все закончилось – хорошо известно.
А с недавнего времени Москва начала признавать паспорта признанных в большинстве стран мира террористическими образованиями — ДНР и ЛНР. Президент Украины Петр Порошенко сразу же назвал указ Владимира Путина «нарушением международного права» и «доказательством российской оккупации».
Как известно, в апреле 2008 года одной из мер по урегулированию конфликта в Грузии стало признание Россией документов, которые выдавались физическим лицам фактическими органами власти Абхазии и Южной Осетии. Тогда это решение российских властей тоже объяснялось соображениями гуманитарного характера. А уже в августе 2008 года Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
Таким образом, прозвучавшее недавно заявление Константина Затулина об общем гражданстве в ЕАЭС только на первый взгляд выглядит стандартным интеграционным предложением. В действительности, если вспомнить все скандальные заявления российских политиков о территориальной целостности соседних государств, то в нем может содержаться куда более опасный посыл, чем кажется на первый взгляд.