
Рабочая поездка Президента Касым-Жомарта Токаева в Жамбылскую область охватила ключевые направления государственной политики. В рамках визита Глава государства посетил пять объектов промышленной и социальной инфраструктуры региона. В центре внимания были фармацевтические предприятия, малая индустриальная зона Тараза, завод по производству закаленного стекла, специализированная военная школа-интернат и аритмологическая клиника.
Такой маршрут отражает комплексный подход к развитию регионов, объединяющий задачи промышленного роста и доступности базовых социальных услуг. Акцент на производственных площадках показывает курс на развитие собственного производства, а посещение медицинского и образовательного учреждений подчеркивает приоритет устойчивости социальной сферы.
Поездка носила практический характер. Президент ознакомился с текущим состоянием объектов и ходом реализации поставленных задач. О том, как такой формат позволяет увязывать президентские Послания с реальными результатами на местах, мы поговорили с политологом Аманом Мамбеталиевым.
– Рабочая поездка Касым-Жомарта Токаева в Жамбылскую область началась с посещения фармацевтических предприятий. Насколько такой фокус отражает понимание Главой государства ключевых уязвимостей – в сфере здравоохранения и промышленной безопасности?
– Фокус рабочей поездки Главы государства на фармацевтических предприятиях отражает системное понимание уязвимостей в сфере здравоохранения и промышленной безопасности. Пандемия и нестабильность глобальных цепочек поставок показали, что высокая зависимость от импорта лекарств напрямую влияет на устойчивость системы здравоохранения и способность государства реагировать на кризисы. Посещение фармацевтических производств подчеркивает приоритет развития собственного производства, а также вопросов качества, сертификации и технологической компетенции.
Выбор фармацевтического сектора также говорит о расширенном подходе к промышленной безопасности. Речь идет не только о традиционных отраслях, но и о высокотехнологичном производстве, где ключевую роль играют стандарты качества, подготовка кадров и научное сопровождение.
– Одно из предприятий региона обеспечивает около 30% потребности страны в одноразовых медицинских изделиях. Можно ли рассматривать этот пример как индикатор того, что регионы начинают играть более активную роль в реализации общенациональных экономических задач?
– Тот факт, что одно предприятие обеспечивает около 30% потребности страны в одноразовых медицинских изделиях, говорит о переходе от формального регионального развития к практической специализации. Регионы все чаще берут на себя конкретные функции в рамках общенациональных приоритетов, включая снижение импортозависимости и укрепление устойчивости системы здравоохранения.
В этом контексте вклад Жамбылской области выходит за рамки локального уровня и приобретает системное значение. Подобные примеры отражают трансформацию экономической модели, при которой регионы становятся опорными точками национальной экономики и способны закрывать критически важные потребности страны.
– В Посланиях Президента последовательно подчеркивается необходимость снижения импортозависимости и развития собственного производства. Насколько, по вашему мнению, эти установки сегодня переходят из стратегических формулировок в практическую плоскость?
– Установки, обозначенные в Посланиях Главы государства, все чаще переходят из уровня стратегических формулировок в практическую плоскость. Это подтверждается конкретными управленческими и экономическими решениями.
Акцент смещается с абстрактных показателей импортозамещения на развитие производственных сегментов, имеющих критическое значение для устойчивости страны. Речь идет о фармацевтике, медицинских изделиях, агропереработке, машиностроении и химической промышленности. Реализуемые проекты ориентированы на создание производств полного цикла, что снижает зависимость от внешних поставок и логистических рисков.
Важным индикатором такого перехода является личная вовлеченность Главы государства в мониторинг предприятий и производственных площадок в регионах. Эти визиты и последующие поручения обеспечивают прямую связь между стратегическими приоритетами и их реализацией на практике, превращая импортозамещение из декларации в управляемый процесс.
– Глава государства регулярно посещает конкретные производственные объекты и социальные учреждения. Как вы оцениваете такой формат контроля с точки зрения реализации положений Посланий и управляемости государственных программ?
– Личное посещение Главой государства производственных и социальных объектов является важным механизмом прямой связи между стратегическим планированием и его практической реализацией. Такой формат позволяет избежать формального, «кабинетного» подхода и поддерживать динамику исполнения положений Посланий.
Прямой контроль со стороны Президента повышает управляемость государственных программ и снижает риски бюрократической инерции. Эти визиты смещают акцент с формальной отчетности на реальные результаты. Они позволяют оценить, как стратегические цели превращаются в рабочие места, современные технологии и доступные услуги, а также своевременно выявлять системные барьеры, требующие корректировки государственной политики.
– В президентских Посланиях значительное внимание уделяется устойчивости социальной сферы и доступности базовых услуг, включая здравоохранение. В какой степени развитие отечественной фармацевтики можно рассматривать как часть этой более широкой социальной повестки?
– Развитие отечественной фармацевтической промышленности является важной частью социальной политики, обозначенной в Посланиях Главы государства. Устойчивость социальной сферы напрямую зависит от способности государства обеспечивать граждан жизненно важными лекарственными средствами.
Локализация фармацевтических производств в регионах превращает отрасль из экономического проекта в инструмент защиты права на охрану здоровья. Производства полного цикла позволяют снижать себестоимость препаратов, уменьшать валютные и логистические риски и расширять доступность льготного лекарственного обеспечения.
Внедрение высоких стандартов производства и систем контроля качества повышает безопасность и укрепляет доверие к системе здравоохранения, подтверждая практическую реализацию принципов доступности и справедливости, заложенных в президентских Посланиях.
– Если смотреть в целом на практику исполнения Посланий Президента, можно ли говорить о смещении акцента с нормативных решений к конкретным измеримым результатам на местах – в регионах и реальных секторах экономики?
– Анализ текущих процессов позволяет говорить о переходе от формального исполнения к результативной модели управления. Главным критерием эффективности становятся не нормативные решения, а реальные изменения в экономике и региональной инфраструктуре.
Контроль все чаще ориентирован на запуск производственных мощностей, достижение целевых показателей и конкретные социально-экономические результаты. Одновременно усиливается роль регионов, которые становятся центрами экономической активности и отвечают за свой вклад в общенациональные приоритеты.
Этот подход закрепляется через цифровизацию мониторинга и систему персональной ответственности. Это снижает риски формализма и обеспечивает прямую связь между стратегическими установками Посланий и практическими результатами на местах.

Аман Мамбеталиев,
политолог
Фото: aqorda_resmi
karavan.kz