Контролирующие органы уже замечали на Воронежском механическом заводе превышение уровня шума и вибрации в цехах, что приводило к заболеваниям, усталости и проблемам с вниманием у сотрудников, собирающих двигатели для ракет.
На Воронежском механическом заводе (ВМЗ) сейчас днюют и ночуют сотрудники ФСБ и СКР: они изучают документацию по двигателям для космических грузовиков «Протон». Есть подозрения, что при их сборке вместо жаростойких сплавов из драгоценных металлов применяли дешёвые аналоги. Чтобы понять целостную картину, ревизоры сейчас поднимают результаты проверок Федерального медико-биологического агентства, Ростехнадзора, МЧС, Роструда и других ведомств, навещавших ВМЗ в 2015–2016 годах. За последние годы инспекторы нашли более 80 нарушений, связанных с организацией труда, технологиями производства и противопожарной безопасностью. Они затрагивали условия труда рабочих ВМЗ и могли сказаться на качестве сборки двигателей.
На Воронежском механическом заводе обстановка нервозная: многие рабочие ходят как в воду опущенные, не зная, чего ждать от грядущих проверок. В огромных цехах разом появились новые люди: это следователи СКР и оперативники ФСБ. Проверяют каждый винтик, каждую спайку в огромных двигателях второй и третьей ступени для ракет-носителей «Протон-М».
У силовиков есть подозрения, что при сборке движков применялись компоненты, которые были менее жаростойкими, чем материалы с использованием драгметаллов. После этого Роскосмос отозвал на ВМЗ все ранее произведённые им двигатели от «Протонов» и принялся их проверять.
Такое в истории отечественной космонавтики впервые: двигатели ставили на все ракеты «Союз» и «Протон», а значит, космические аппараты всех модификаций одномоментно лишились возможности взлететь. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, который также приехал с проверкой на ВМЗ, запуски ракет возобновят только через три месяца. На подобные меры пришлось пойти после аварии с грузовиком «Прогресс МС-04» 1 декабря 2016 года.
Сотрудники ФСБ и МВД, которые сейчас шерстят завод, проверяют, была ли подмена компонентов намеренной. Если да — возбудят уголовное дело. Однако могли быть и другие причины. Например, если рабочий отвлёкся, устал и перепутал деталь или просто поставил её неправильно. Так уже было в столичном Космическом центре им. Хруничева, где собирают «Протоны»: рабочие при сборке перевернули один из датчиков положения в пространстве, из-за чего в 2013 году космический грузовик упал.
Теперь силовики поднимают материалы всех проверок, которые проходили на заводе за последние пару лет. За это время на ВМЗ побывали ревизоры из ФМБА, МЧС, Ростехнадзора и других ведомств. Вышеперечисленные ведомства находили на заводе серьёзные нарушения — всего 84 провинности за последние два года.
Количество нарушений, найденных на ВМЗ
Наверное, на заводе особенно не любили визиты ФМБА — именно это ведомство чаще всего указывало начальству ВМЗ на огрехи. Как рассказал Лайфу источник, знакомый с результатами проверок, самые серьёзные проблемы были из-за шума в цехах и плохой вентиляции, а также из-за повышенного уровня вибрации.
Проверяющие из ФМБА даже запрещали использовать некоторые особо шумные станки и установки, пока уровень шума не понизят. Как свидетельствуют результаты проверок, на каких-то станках человек мог работать максимум два часа в день, однако этот принцип нарушался. В результате люди трудились в плохо проветриваемом цеху, среди шума и грохота.
Это не могло не отразиться на их здоровье: некоторые получили вибрационную болезнь. Она развивается, если на человека долго, в течение 3–5 лет, постоянно воздействует вибрация от ручного инструмента, станков, машин или общая вибрация помещений. В результате возникают проблемы с сердечно-сосудистой системой и нервами. Но даже после появления болезни начальство пренебрегало профилактикой.
За отсутствие профилактики, высокий уровень шума и вибрации получали административные наказания начальники как минимум трёх цехов. Но к серьёзным изменениям это не приводило: год спустя ревизоры находили воз и ныне там. И вновь проверяющие пишут:
— Уровни звукового давления превышают предельно допустимые на 2–18 дБ, — говорится в материалах проверки. — Воздуховоды вентиляционных систем, стены и окна не очищены от пыли и копоти.
Другие проверки — например, из Роструда — тоже находили нарушения по своей части. Так, рабочим не выдавали вовремя защитную экипировку.
Ревизоры из пожарной охраны вообще нашли около 30 нарушений. Не все помещения были оснащены автоматической системой пожаротушения, где-то не стояли сигнализации.
Среди шума и грохота человеку достаточно сложно сосредоточиться, теряется концентрация. Может ли из-за невнимательности уставшего сотрудника упасть космический корабль?
Лайф поговорил на эту тему с адвокатом Алексеем Кургановым. Он защищает Диану Гудкову: её подозревают в неправильной установке на «Протон» датчика поворота, из-за которого космический грузовик упал в 2013-м. По словам адвоката, из-за большого стука и вибрации можно предположить, что работник завода что-то пропустит.
Но есть и ещё один важный фактор. По словам Курганова, на всех предприятиях Космического центра им. Хруничева осталась лишь одна линия проверки. Если раньше на этих предприятиях действовала двойная система контроля — после гражданских оборудование ещё проверяла и так называемая военная приёмка. Однако к моменту производства «Протона» военная приёмка была сокращена приказом тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова. Помимо снижения уровня контроля это привело к повышенной нагрузке на штатных сотрудников предприятия, говорит адвокат.
— Получается, что один человек отвечает за всё изделие, — говорит адвокат. — Эти двигатели производятся со времён царя Гороха, с 60-х годов, и с тех пор конструкцию почти не модернизировали. И всё было нормально, всё летало. Но вот упразднили военную приёмку — и появился брак.
Директор юридической фирмы «Митрофанова и партнёры», специалист в области трудового права Валентина Митрофанова считает, что из-за некомфортных условий работы сотрудники могут допускать ошибки, что в случае с таким точным производством, как производство космических двигателей, весьма опасно и оборачивается дополнительными тратами.
— К отмене запусков привело нарушение технологии производства, — резюмирует эксперт. — А нарушения норм труда дополнительно свидетельствуют о том, что руководство не обеспечило необходимого подхода к производству стратегически важных деталей.
Лайф пообщался с одним из сотрудников московского Научно-производственного центра автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина. Среди прочего там собирают системы управления для «Протонов» и военных ракет. По словам сотрудника, проколы случаются по нескольким основным причинам: некачественные комплектующие, замыленность взгляда и излишняя надежда на проверяющих, которые переделают за тобой то, что ты сам недоглядел.
— Ты делаешь-делаешь, скажем, год, одну и ту же деталь, и у тебя появляется замыленность взгляда. Можешь поставить и сказать себе: а шут с ней, и так сойдёт! И что-нибудь недоделал, — рассказывает он. — Поэтому чем больше людей, которые проверяют, тем меньше вероятность ошибки.
Ещё одна проблема связана с тем, что с других заводов частенько приходят некачественные комплектующие.
— У меня в том году проблема была, когда мы на одном «Протоне» восемь раз меняли один блочок из-за бракованных реле, — делится Николай. — Мы же у других заводов заказываем детали. И если они приходят некачественные, мы ничего не можем сделать. А когда обращаемся к поставщикам, мол, почему брак, нам отвечают что-то в духе «Не нравится — не покупайте».